Электротеатр Станиславский / Театр
Подробнее о театреЭлектротеатр Станиславский
В январе 2015 года после глобальной реконструкции Московского драматического театра имени Константина Станиславского открылся новый театр, получивший название «Электротеатр Станиславский». Идеологом новой концепции стал режиссер Борис Юхананов, выигравший конкурс на художественное руководство театра вместе с командой единомышленников. Изменения были осуществлены при поддержке правительства Москвы и частного Фонда поддержки и развития Электротеатра Станиславский.
В 1915 году в этом здании был открыт электротеатр «Арс» (тогда кинотеатры назывались электротеатрами). А в 1950 году сюда въехал Московский драматический театр имени К.С. Станиславского, преемник Оперно-драматической студии, последнего начинания великого режиссера. Эти исторические факты определили новое название театра, представляющего собой уникальное пространство, расположенное в самом центре Москвы.
Концепт Электротеатра включил в себя идею сопряжения оперного и драматического начал театра. А в основании концепта положен принцип генерирования художественной инновации, связанной с новыми стратегиями режиссуры.
Оснащенная по новейшим техническим стандартам Основная сцена предназначена для максимально разнообразного репертуара. Свои спектакли здесь ставят мастера режиссуры, драматической и оперной. Первым спектаклем Основной сцены стали «Вакханки» выдающегося греческого режиссера Теодороса Терзопулоса, работая над которым, артисты Электротеатра погрузились в мир античного дионисийского мифа и энергетических и голосовых практик.
Еще до официального открытия театра на Основной сцене был осуществлен спектакль Ромео Кастеллуччи «Человеческое использование человеческих существ» — первая и единственная постановка итальянского художника и режиссера в России. Спектакль был представлен в трех номинациях на «Золотую Маску». А в рамках фестиваля NET в Электротеатре был показан спектакль Кэти Митчелл «Дыхание».
Уникальные технические возможности сцены-трансформера позволили осуществить постановку немецкого режиссера и композитора Хайнера Гёббельса «Макс Блэк, или 62 способа подпереть голову рукой». Спектакль был участником Театральной олимпиады во Вроцлаве, номинировался на российскую национальную премию «Золотая Маска». В издательстве Электротеатра вышла книга Гёббельса «Эстетика отсутствия» — первый труд режиссера на русском языке.
С момента своего рождения Электротеатр, музыкальным руководителем которого является композитор Дмитрий Курляндский, стал единственной в России театральной площадкой, стратегически открытой современной академической и экспериментальной музыке.
Первым событием музыкальной жизни Электротеатра стал оперный сериал Бориса Юхананова «Сверлийцы». Музыку для «Сверлийцев» написали шесть ведущих современных российских композиторов, проинтерпретировавших каждый в своем ключе текст философско-поэтического романа о цивилизации под названием Сверлия. «Сверлийцы» были высоко оценены критикой, были представлены в 9 номинациях на премию «Золотая Маска» и стали вехой в новейшей истории оперы.
Важным опытом копродукции российского театра с крупным европейским фестивалем стала опера «Октавия. Трепанация» Бориса Юхананова и Дмитрия Курляндского, показанная на Holland Festival в год столетия русской революции. Осенью 2017 спектакль, представляющий собой концептуальное размышление о природе тирании, был показан на сцене театра «Олимпико» в Виченце.
Опера «Проза» композитора Владимира Раннева, в которой он выступил не только в качестве композитора, но и режиссером, соединила современную арт-анимацию, сложную вокальную партитуру и тексты Чехова и Юрия Мамлеева. А опера «Маниозис» композитора и режиссера Александра Белоусова, вышедшая на Малой сцене, стала примером радикального эксперимента в области электронной и академической музыки в камерном изложении.
Оперный блок Электротеатра и высокая концентрация событий позволили театру выйти на международную фестивальную сцену и превращают его в единственное в России место, где в интенсивном театральном процессе задействованы ключевые фигуры современной композиторской музыки.
Драматический репертуар Основной сцены представлен спектаклями зарубежных и российских режиссеров и масштабными проектами самого Бориса Юхананова.
Первым спектаклем Юхананова с артистами Электротеатра стала «Синяя птица» — трехдневное эзотерическое путешествие по пьесе Метерлинка в глубину советской империи. Главные роли — детей Тильтиля и Митиль — в этом спектакле играют старейшие актеры театра, Владимир Коренев и Алефтина Константинова. Спектакль пронизан их личными воспоминаниями об истории театра и страны. «Синяя птица» — технически самый сложный проект театра, в котором задействованы все возможности сцены.
«Стойкий принцип» в постановке Бориса Юхананова по текстам Кальдерона и Пушкина раскрывает актуальную сегодня тему нетерпимости и онтологической войны языком перфекционизма и театральной красоты.
Революционной инновацией стал пятидневный проект Бориса Юхананова «Золотой осел» по Апулею — воплощение нового типа театральной стратегии, основанной на отказе от формата. «Золотой осел» переосмыслил принятую в театре коммуникацию: процесс создания работы становится представлением. Этот принцип и называется «разомкнутое пространство работы».
За три года существования Электротеатра вышло 46 премьер, созданных как топовыми российскими режиссерами, так и дебютантами.
Хедлайнер современного российского театра Константин Богомолов превратил «Волшебную гору» Томаса Манна в радикальный художественный жест. Филипп Григорьян перевел сюжет мольеровского «Тартюфа» в контекст трагической российской истории — спектакль номинирован в трех номинациях на премию «Золотая Маска». Кинорежиссер Александр Зельдович в «Психозе» соединил текст Сары Кейн с видеоанимацией художников известной арт-группы АЕS+F. Владимир Космачевский и художник Юрий Хариков сочинили экспрессионистский спектакль о гибели цивилизации по пьесе Гауптмана «Перед заходом солнца»; спектакль получил премию газеты «Московский комсомолец». Мультидисциплинарный проект Инны Дулерайн «Песни Пца» с участием современных художниц из Тайваня, Греции и Великобритании демонстрирует открытость Электротеатра к разным видам искусств. Режиссер Олег Добровольский перекодировал известную пьесу Дюрренматта «Визит старой дамы» в миф о пределах власти. Командой молодых российских режиссеров и художников была сочинена «Чайка» — живой опыт деконструкции пьесы Чехова, где каждый из режиссеров сыграл Треплева. Опыт переноса бродвейской драмы «Анна в тропиках» Нило Круза в изощренный драматический спектакль осуществил режиссер Александр Огарёв. В своем спектакле «Полковник-птица» по пьесе Христо Бойчева режиссер Роман Дробот обратился к травматическим аспектам темы войны в современной Европе.
На специально выстроенной театром Малой сцене, открывшейся в сентябре 2016 года, состоялись 10 дебютов: «Фантазии Фарятьева» Аллы Соколовой в постановке Евгения Беднякова, «Идиотология» Клима Козинского по роману Достоевского, «Пятно на стене» режиссера Полины Fractall по тексту Вирджинии Вулф, «Love Machines» Марии Чирковой по поэме философа Кети Чухров, «Бунин» Светланы Прохоровой по рассказам Ивана Бунина, «Дом Бернарды Альбы» Лорки в постановке Алисы Селецкой, «На мудреца» Георгия Грищенкова по пьесе Островского, «Скучная история» Василия Скворцов по повести Чехова, «Андромаха» Лейсан Файзуллиной по трагедии Расина и «Зойкина квартира» по пьесе Булгакова в режиссуре Ольги Лукичёвой.
Оснащение Малой сцены позволяет проводить кино- и видеопоказы. Здесь прошел показ фильма Жака Риветта «OUT 1», гостем которого был актер Жан-Пьер Лео.
Открывшийся спектаклем «Галилео. Опера для скрипки и ученого» летом 2017 года Театральный двор стал «московским Авиньоном» — оpen-air площадкой, пригодной для концертов, спектаклей, кинофестивалей и лекций. Опера «Галилео» номинирована на премию «Золотая Маска» в трех номинациях.
В фойе театра, включающего кафе и книжную лавку, на лестнице и в гардеробе разворачивается насыщенная жизнь Электрозоны. Эти площадки используются для лекций, перформансов, концертов современной музыки, кинопоказов, выставок и спектаклей.
Здесь осуществляются мощные выставочные проекты и инсталляции: резонансными событиями стала инсталляция Кэти Митчелл и Музея Виктории и Альберта «Пять истин», а также видеоинсталляция Бориса Юхананова, Дмитрия Курляндского и Елены Коптяевой «Тающий апокалипсис», запечатлевшая диалоги Бориса Юхананова с Кастеллуччи, Гёббельсом и Терзопулосом. Интеллектуальная активность театра подкреплена издательской деятельностью линии «Театр и его дневник», выпускающей книги по теории театра и смежных искусств. Просветительская и творческая деятельность Электрозоны собирает вокруг себя широкую аудиторию и создает необходимый сегодня театру контекст.
В мае 2017 года Электротеатр Станиславский вошел в состав Союза театров Европы.
Уникальный статус и художественная политика сделали Электротеатр местом, где складывается образ новой коммуникации. Практика Электротеатра отражает существо современной культуры, предполагающей открытый диалог с человеком.
Электротеатр Станиславский — Википедия
Электротеатр Станиславский (с 1948 по 2013 годы — Московский драматический театр имени К. С. Станиславского, с 1946 по 1948 год — Оперно-драматический театр имени К. С. Станиславского) — театр в Москве. Основан в 1935 году как оперно-драматическая студия. Как драматический театр функционирует с 1948 года. С 1950 года расположен по адресу Тверская улица, дом 23. В 2013 году был закрыт на реконструкцию и в 2015 году открылся заново под современным названием[1]. С 2017 года является членом Союза театров Европы. Художественный руководитель театра — режиссёр Борис Юхананов[2].
История «синематографического дворца» на Тверской улице началась в 1915 году, когда доходный дом № 23 был переоборудован в кинозал — электротеатр «Арс» (в переводе с латыни — «искусство»)[3]. Летом 1921 года в здании электротеатра открылся Московский театр для детей под руководством Наталии Сац[4], с 1932 года в нём располагался МТЮЗ[5].
Истоки театра[править | править код]
В марте 1935 года Константин Станиславский учредил оперно-драматическую студию. Новая студия стала лабораторией для разработки творческой системы Станиславского. В работе режиссёру помогали 11 ассистентов, а также его сестра Зинаида Соколова, жена Мария Лилина, режиссеры-педагоги Мария Кнебель и Вениамин Радомысленский и другие актёры МХАТ: Ольга Книппер-Чехова, Василий Качалов, Николай Подгорный, Михаил Кедров, Леонид Леонидов, Иван Москвин, Ольга Андровская[6]. Музыкальным руководителем студии стал дирижер Николай Семёнович Голованов.
В оперный класс было отобрано 20 человек, в драматический — 40. Среди первых студийцев были будущие народные артисты Петр Глебов, Борис Левинсон, Лилия Гриценко, Юрий Леонидов, режиссер Павел Хомский. Регулярные занятия в студии начались осенью 1935 года. После перенесённого сердечного приступа режиссёр встречался с актёрами у себя дома в Леонтьевском переулке[7]. В мае 1938 года Константин Станиславский вместе с другими педагогами студии приняли первые экзамены. Начинающие актёры играли фрагменты из «Трёх сестёр» и «Вишнёвого сада» Антона Чехова, а также из пьесы Сергея Найдёнова «Дети Ванюшина»[8].
Советский период[править | править код]
После смерти Станиславского в августе 1938 года студию возглавил его ученик Михаил Кедров. В 1940 году он подготовил первый большой спектакль — постановку пьесы Чехова «Три сестры»[9]. В годы Великой Отечественной войны студия продолжала работать в эвакуации в Коканде и Фергане (Узбекистан). Популярными постановками военных лет были «Хозяйка гостиницы» в постановке Лидии Новицкой по мотивам комедии «Трактирщица» Карло Гольдони, «День чудесных обманов» в постановке Юрия Мальковского по пьесе Ричарда Шеридана «Дуэнья»[8].
В 1946 году студия получила статус Оперно-драматического театра имени К. С. Станиславского, и в его труппу вошли студийцы нескольких выпусков. Многие из них работали в театре до конца жизни. Еще через два года оперное отделение упразднили, театр стал драматическим и просуществовал под этим названием до 2013 года. Художественным руководителем с 1948 по 1950 годы был Владимир Дудин[10]. Во второй половине 40-х годов с большим успехом шли спектакли Бориса Равенских «С любовью не шутят» по одноимённой драме Кальдерона и «В тиши лесов» по пьесе Павла Нилина; Бориса Флягина «Глубокие корни» по пьесе Джеймса Гоу и Арнода Д’Юссо.
В 1950 году пост главного режиссёра театра занял Михаил Яншин. При нём театр стал популярен на всю страну. В 1950 году Московский драматический театр имени К. С. Станиславского переехал в здание бывшего кинотеатра «Арс»[11] После смерти Иосифа Сталина Яншин поставил на сцене пьесу Михаила Булгакова «Дни Турбиных». Роль Лариосика в этом спектакле исполнил молодой Евгений Леонов[9]. Другими популярными спектаклями этого периода стали «Грибоедов» С. Ермолинского и чеховская «Чайка»[12].
В 1950-е — 1960-е годы в труппу театра пришли молодые Юрий Гребенщиков, Евгений Урбанский, Ольга Бган, Елизавета Никищихина, Леонид Сатановский, Майя Менглет, Владимир Анисько, Нина Веселовская, Генриетта Рыжкова. Наряду с советскими пьесами на сцене ставились спектакли по пьесам зарубежных драматургов: Бертольта Брехта, Бернарда Шоу, Павла Когоута, Эдуардо де Филиппо. Свобода репертуара часто шла вразрез с мнением городских властей, поэтому руководству театра не раз приходилось противостоять претензиям. В 1963 году с большим трудом была выпущена постановка пьесы Леонида Зорина «Палуба», после чего Яншин оставил свой пост[8].
С 1963 по 1969 годы пост главного режиссера театра занимал Борис Львов-Анохин. При нём впервые в СССР была поставлена завоевавшая популярность в Европе после Второй мировой войны пьеса французского драматурга Жана Ануя «Антигона» с Евгением Леоновым и Елизаветой Никищихиной в главных ролях[13]. Большой резонанс вызвали его постановки повести Чингиза Айтматова «Материнское поле», пьесы Михаила Шатрова «Шестое июля». При Львове-Анохине труппу пополнили Георгий Бурков, Альберт Филозов, Римма Быкова, Василий Бочкарёв.
В первой половине 1970-х годов в театре работал известный режиссер Леонид Варпаховский, поставивший спектакль-притчу «Продавец дождя», на многие годы ставшую визитной карточкой театра.
В 1970-е годы театр переживал кризис, пока в 1976 году главным режиссером не стал Андрей Попов. Вместе с ним пришли его ученики: режиссёры Анатолий Васильев, Борис Морозов, Иосиф Райхельгауз. Спектакли Анатолия Васильева «Первый вариант „Вассы Железновой“» по трагедии Максима Горького и «Взрослая дочь молодого человека» по одноимённой пьесе Виктора Славкина оценивались критиками как начало «новой театральной революции»[14].
В 1980 году главным режиссером театра стал Александр Товстоногов. Он одним из первых поставил на сцене «Собачье сердце» Михаила Булгакова[15]. Также в театре шли спектакли по пьесам драматургов нового поколения: «Порог» Алексея Дударева[16], «Ной и его сыновья» Юлия Кима[17], «Экспромт-фантазия» Виктории Токаревой, «Новоселье в старом доме» Александра Кравцова, «Ул. Шолом-Алейхема д. 40» Аркадия Ставицкого[18].
Постсоветский период[править | править код]
В 1990-е и 2000-е годы часто менялось художественное руководство театра при постоянстве директора Феликса Демичева. Пост главного режиссера занимали Роман Козак, Виталий Ланской, Семён Спивак, Татьяна Ахрамкова, Владимир Мирзоев, Александр Галибин. Спектакли всё больше отвечали веяниям времени: к примеру, в драме Жан-Жака Брикера и Мориса Ласега «Мужской род, единственное число» Владимир Коренев сыграл трансвестита.
Начиная с 1991 года (резонансный спектакль О. Бабицкого по пьесе Д. Гинка «Лысый брюнет») на сцене театра периодически появлялся лидер группы «Звуки Му» Петр Мамонов. С 1997 по 2001 год на сцене театра шёл его моноспектакль «Есть ли жизнь на Марсе?», где музыкант был и режиссёром, и актёром, и сценаристом, затем моноспектакль на базе альбома «Шоколадный Пушкин»[19].
Последним руководителем театра до его масштабной реконструкции стал Валерий Белякович. Он возглавлял коллектив до июля 2013 года[20].
Летом 2013 года художественным руководителем театра стал Борис Юхананов, ученик Анатолия Эфроса и Анатолия Васильева. Он создал новую концепцию, радикально меняющую устройство сценической площадки, репертуар и работу труппы. Новое название — «Электротеатр Станиславский» — напоминало об истории как студии, так и здания бывшего кинотеатра «Арс». По замыслу Юхананова, обновлённый театр должен был стать самым технологичным сценическим пространством Москвы[1].
Реконструкцией здания занимались архитекторы из бюро Wowhaus Олег Шапиро и Дмитрий Ликин, авторы проектов Крымской набережной, кинотеатра «Пионер» и временной архитектуры в парке Горького. В ходе реконструкции восстановили малую сцену, создали зал-трансформер и современные служебные помещения, но сохранили исторические фасады, лестницу и балкон. Театральное фойе стало сочетать в себе функции кафе и пространство для перформансов[21].
26 января 2015 года Электротеатр Станиславский открылся после реконструкции. Первым спектаклем стала постановка трагедии Еврипида «Вакханки» греческого режиссёра Теодороса Терзопулоса[22].
По словам Бориса Юхананова, главной задачей обновлённого театра стал поиск нового художественного языка. Согласно стратегии, названной режиссёром «новой процессуальностью», театр становится местом для синтеза искусств — театра, кино, музыки, литературы[23]. В настоящее время «Электротеатр Станиславский» представляет собой современный культурный центр, где проводятся концерты, перформансы, кинопоказы, выставки современного искусства, лекции, работают «Школа современного зрителя и слушателя», книжная лавка «Порядок слов в Электротеатре» и собственная издательская линия «Театр и его дневник»[24].
- Абдель Фаттах Юлия
- Антонова Наталия
- Антосик Анна
- Бажанов Олег
- Беляева Мария
- Бондарева Татьяна
- Борисенко Фёдор
- Бынкова Ольга
- Верхошанская Александра
- Головина Инна
- Горин Валерий (Лера)
- Гринёва Ирина
- Грищенков Григорий
- Даукаева Анна
- Дергачёв Борис
- Деричев Максим
- Долматовский Владимир
- Дробот Роман
- Дуванов Юрий
- Емельянов Андрей
- Зверинцев Леонид
- Казакова Алла
- Капалева Анна
- Капанин Антон
- Капустин Евгений
- Клищевская Елена
- Колпикова Дарья
- Константинова Алефтина
- Коренев Владимир
- Коренева Ирина
- Косточкин Антон
- Кравец Павел
- Ксенофонтова Анастасия
- Кузнецова Вера
- Лапенко Антон
- Лушина Людмила
- Мавлитова Анна
- Майст Татьяна
- Милосердов Александр
- Мовсесян Маргарита
- Морозова Елена
- Мягкий Дмитрий
- Назарова Татьяна
- Нигманов Азамат
- Низовская Серафима
- Павленкова Наталья
- Пантелеев Александр
- Рахимова Диана
- Розанова Людмила
- Савицкова Ирина
- Самарин Евгений
- Сенина Анна
- Сергеев Евгений
- Синюков Александр
- Соколов Михаил
- Станицына Ольга
- Торсуков Антон
- Трифилов Николай
- Ухарова Татьяна
- Филипенко Антон
- Фирсова Нина
- Фурса Анастасия
- Халилуллина Людмила
- Чеботарёв Дмитрий
- Чиркова Мария
- Шумский Павел[25].
ru.wikipedia.org
Бар Noor Electro |
Лучший коктейльный Бар Москвы, место силы, одно из немногих мест в Москве с безупречной репутацией. Высокий сервис и профессионализм, адекватная городская гастрономичность, современность и стабильность позволяют сотрудничать с Электротеатром СТАНИСЛАВСКИЙ для поддержания нового образа театра и создания особого места в городе, где театральная и сопутствующая светская жизнь привлекает к себе самую притязательную и интересующуюся публику. | |
Киноклуб «Сине Фантом» |
Показы клуба СИНЕ ФАНТОМ — это не только демонстрация кино, это еще и обсуждение фильмов зрителями при участии авторов, актеров, режиссеров, продюсеров, кураторов и кинокритиков. Кино здесь обсуждается с разных точек зрения: киноведческой, критической, профессиональной (режиссерской, операторской, актерской). Дискуссии записываются на видеокамеру, расшифровываются в виде текста, превращаются в документ эпохи и кинематографической мысли. СИНЕ ФАНТОМ популяризирует кино через живой отклик зрителей и размышления профессионалов. СИНЕ ФАНТОМ претендует на актуальность, направленную в будущее… | |
Книжная лавка «Порядок слов» |
«Порядок слов в Электротеатре» — это книжная лавка Электротеатра, филиал петербургского независимого магазина интеллектуальной литературы «Порядок слов» (открыт 15 января 2010 года). Проект включает в себя киноклуб, литературные вечера, лекции и семинары, презентации книг с участием авторов и многое другое. Главный приоритет в ассортиментной политике магазина — литература non-fiction. Важнейшие направления: книги по кино и театру, мемуаристика, публицистика, филология, философия, социология. Отдельные стеллажи выделены под поэзию и детские книги. | |
Школа современного зрителя и слушателя |
Школа современного зрителя и слушателя (ШСЗиС) — это образовательный проект Электротеатра СТАНИСЛАВСКИЙ. В момент, когда искусство становится все более сложным, требуется посредник, способный это искусство грамотно объяснять. Профилем «Школы современного зрителя и слушателя» станут открытые лекции, публичные диспуты и мастер-классы теоретиков и практиков. | |
Издательская линия «Театр и его дневник» |
Важной частью жизни Электротеатра Станиславский является чтение: чтение вслух, профессиональное и любительское, комментирование чужих текстов, комментирование своего же театрального «продукта», фиксация творческого метода в статьях и книгах. Как современный театр нуждается в теоретическом осмыслении и рефлексии, так и сам процесс чтения, в его образовательных и чисто художественных функциях, становится одним из компонентов «похода» в театр. Не случайно книжная лавка «Порядок слов» стала органичным элементом внутренней географии фойе Электротеатра. | |
Theatrum Mundi |
Независимая исследовательская лаборатория «Theatrum Mundi» была задумана и создана в 2007 году культурологами, искусствоведами Юлией Лидерман и Марией Неклюдовой как образовательный проект, призванный помочь магистрантам и аспирантам Российского государственного гуманитарного университета ближе познакомиться с возможностями театральной теории. |
electrotheatre.ru
Электротеатр Станиславский / Книги
О проекте
Серия «Театр и его дневник» отражает важнейший аспект деятельности Электротеатра Станиславского: чтение как необходимую часть культуры. В серии выходят книги, фиксирующие творческие воззрения, методики и открытия художников. Тем самым театр встраивается в контекст современного искусства, связывая его разные аспекты в один узел, сочетающий персональное и культурологическое. В книгах серии художники комментируют создаваемый ими продукт, технологию своей работы, предлагая читателю комплексный подход к театру, в котором философия соседствует с социологией, эстетика – с политикой, объективное – с персональным.
Медленное чтение необходимо сегодняшнему участнику культуры, оказавшемуся в ситуации феноменального скачка театра, оснащенного мощной теоретической базой и требующего высоко развитого «потребителя».
Издательская серия «Театр и его дневник» воплощает часть кропотливой художественной работы над проектами, созданными как в практике новой процессуальности, так и в практиках актуальных художников, мастеров мирового театра. Если в центре работы театра – некий проект, то осуществляет он себя через разные стратегии, в том числе через книги, запечатлевающие «закадровую» педагогику мастера и комплекс его теоретических и художественных идей.
В своем содержании, оформлении и технологии серия «Театр и его дневник» отражает процесс создания проекта. Дизайн книг проектируется как часть художественных решений спектаклей, адекватная эстетике режиссеров, их манифестам и аналитике. Многие из книг серии являются авторскими дневниками, отражающими специфику работы режиссера над спектаклем и его художественный мир.
Серия «Театр и его дневник» – уникальный проект, располагающийся одновременно на разных плоскостях культурной и социальной жизни. Являясь продолжением спектаклей, книги серии позволяют читателю превращаться в зрителя и слышать, видеть художественный мир театра во всей полноте его философского, творческого и коммуникативного устройства.
electrotheatre.ru
Электротеатр Станиславский / История
История нашего театра начинается 16 марта 1935 года, когда приказом Наркомпроса РСФСР была организована Оперно-драматическая студия под руководством Константина Сергеевича Станиславского – экспериментальная лаборатория, которая должна была стать местом практического воплощения его творческой системы. В работе со студентами оперного и драматического отделений К.С. Станиславский надеялся подытожить весь свой педагогический опыт, опробовать пути воспитания универсального актера и создания синтетического спектакля. Набор студентов продолжался несколько месяцев, и студия открылась 1 октября 1935 года. В учебной работе Станиславскому помогали его соратники, выдающиеся театральные педагоги: Зинаида Сергеевна Соколова, Мария Петровна Лилина, Мария Осиповна Кнебель, Вениамин Захарович Радомысленский, а также группа из 11 педагогов-ассистентов. Музыкальным руководителем студии стал дирижер Николай Семёнович Голованов. Первой полноценной постановкой Студии стала опера Джакомо Пуччини «Чио-чио-сан».
К.C. Станиславский смотрит этюды студийцев. [1937 год] © Архив Электротеатра Станиславский
После смерти К.С. Станиславского в 1938 году Оперно-драматическую студию возглавил его ученик – актер и режиссер МХАТа Михаил Николаевич Кедров. В 1940 году студийцы представили зрителям свой первый драматический спектакль – «Три сестры». Спектакль шел многие годы, был сыгран более 600 раз.
Участники спектакля «Три сестры» на 600-м представлении. В центре – О.Л. Книппер-Чехова. 1953 год. © Архив Электротеатра Станиславский
Во время войны Студия была эвакуирована в Узбекистан, где продолжалась подготовка спектаклей. Многие из студийцев ушли добровольцами на фронт, а из оставшихся были образованы концертные фронтовые бригады. В 1943 году была выпущена комедия Ричарда Шеридана «День чудесных обманов» в постановке Георгия Мальковского и Григория Кристи, выдержавшая впоследствии более 1000 представлений.
Фронтовая бригада театра. 1941 год © Архив Электротеатра Станиславский
Сцена из спектакля «День чудесных обманов». Середина 1940-х годов © Архив Электротеатра Станиславский
В 1946 году статус Студии официально изменился, она была преобразована в Оперно-драматический театр им. К.С. Станиславского. Выпускники нескольких лет стали профессиональной труппой. Среди них были Лилия Гриценко, Петр Глебов, Борис Левинсон, Борис Лифанов, Тина Гурко, Евгений Шутов, Надежда Животова, Лев Елагин. Многие из них работали в театре до конца жизни.
Два года спустя оперное отделение, ставшее балластом для испытывавшего хозяйственные и творческие трудности театра, было упразднено, и он получил название Московского драматического театра им. К.С. Станиславского.
Михаил Яншин (справа) и драматург Эдуардо де Филиппо. [1958 год] © Архив Электротеатра Станиславский
Сцена из спектакля «Дни Турбиных». 1954 год © Архив Электротеатра Станиславский
В 1950 году художественным руководителем театра стал известный мхатовский актер, ученик Станиславского Михаил Михайлович Яншин, с именем которого связан наиболее длительный период стабильного успеха. В репертуарной политике Яншина умело сочеталась актуальная советская драматургия (Реваз Эбралидзе, Эмиль Брагинский, Владимир Пистоленко) и драматургия стран восточно-европейского соцлагеря (Павел Когоут, Леон Кручковский) с зарубежными пьесами предшествующих десятилетий, впервые попавшими на отечественную сцену: Бернарда Шоу, Федерико Гарсиа Лорки, Бертольда Брехта, Эдуардо де Филиппо. Настоящими хитами стали постановки «Грибоедова» Сергея Ермолинского (1950), «Дней Турбиных» Михаила Булгакова (1954) и «Чайки» Антона Чехова (1954).
Молодое поколение труппы. Конец 1950-х – начало 1960-х годов © Архив Электротеатра Станиславский
Именно в те годы сложился яркий актерский ансамбль молодых актеров: Евгений Урбанский, Евгений Леонов, Леонид Сатановский, Майя Менглет, Владимир Анисько, Юрий Гребенщиков, Игорь Козлов, Ольга Бган, Нина Веселовская, Генриетта Рыжкова. Яншин привел в театр блестящего художника Бориса Эрдмана, привлек к работе знаменитых композиторов Исаака Дунаевского, Альфреда Шнитке.
В 1957 году при театре по инициативе режиссеров Александра Аронова и Льва Елагина была образована вечерняя студия для старшеклассников, в которой занимались в том числе юные Никита Михалков, Евгений Стеблов, Инна Чурикова. Некоторые из студийцев, как Елизавета Никищихина и Татьяна Ухарова, были приняты на работу в театр.
Сцена из спектакля «Антигона». Евгений Леонов – Креон, Елизавета Никищихина – Антигона. 1966 год © Архив Электротеатра Станиславский
В 1963 году театр возглавил Борис Александрович Львов-Анохин, режиссер утонченного чувства формы и стиля, склонный к постоянному художественному поиску. Здесь вышел его лирический эпос «Материнское поле» по повести Чингиза Айтматова; документальное «Шестое июля» Михаила Шатрова. Значительным событием стала «Антигона» Жана Ануя с Елизаветой Никищихиной в главной роли. Львов-Анохин продолжил усилия Яншина, направленные на создание сильной и разнообразной труппы, способной интересно работать с непривычным репертуаром – в эти годы коллектив пополнили Римма Быкова, Георгий Бурков, Альберт Филозов, Василий Бочкарёв, Людмила Полякова, Борис Романов.
Сцена из спектакля «Продавец дождя». 1973 год © Архив Электротеатра Станиславский
После ухода Львова-Анохина в 1969 году на пост главного режиссера театра был назначен руководитель Пермского академического театра драмы Иван Тимофеевич Бобылёв, который, несмотря на удачную постановку «Женитьбы Белугина» Александра Островского, вскоре покинул театр. Ему на смену пришел молодой Владимир Кузенков, получивший известность постановками в провинции. Внимание к театру в этот период было связано с именами приглашенных режиссеров: Александра Товстоногова, поставившего первым в Москве «Прощание в июне» Александра Вампилова и Леонида Варпаховского, для которого «Продавец дождя» Ричарда Нэша (спектакль стал визитной карточкой театра и сохранялся в репертуаре более 30 лет) и «Волки и овцы» Александра Островского стали итоговыми в карьере.
Сцена из спектакля «Взрослая дочь молодого человека». 1979 год. Фотограф – А. Бертик © Архив Электротеатра Станиславский
В середине1970-х годов театр переживал кризис, который завершился в 1977 году с приходом на должность главного режиссера Андрея Алексеевича Попова, доверившего театр своим ученикам: Анатолию Васильеву, Борису Морозову и Иосифу Райхельгаузу. С их деятельностью принято связывать прорыв в творческой жизни Театра им. К.С. Станиславского. Два спектакля Анатолия Васильева – «Первый вариант “Вассы Железновой”» (1978) и «Взрослая дочь молодого человека» (1979) по пьесе Виктора Славкина – стали важнейшими явлениями театральной жизни.
Сцена из спектакля «Улица Шолом-Алейхема, д. 40». Римма Быкова – Роза. 1986 год. Фотограф – Л. Воронцов © Архив Электротеатра Станиславский
С 1980 по 1989 годы театр возглавлял Александр Товстоногов, но, несмотря на по-прежнему сильный актерский состав и несколько удачных постановок по пьесам драматургов нового поколения («Экспромт-фантазия» Виктории Токаревой, «Порог» Алексея Дударева, «Ной и его сыновья» Юлия Кима, «Новоселье в старом доме» Александра Кравцова, «Ул. Шолом-Алейхема, д. 40» Аркадия Ставицкого), театр начал терять популярность. Эпоха политических реформ совпала для театра с длительным периодом неясности творческой программы.
Режиссер В.В. Ланской на репетиции спектакля «Таланты и поклонники». 1991 год © Архив Электротеатра Станиславский
С начала 1990-х в театре сменилось несколько художественных руководителей: Роман Козак, Виталий Ланской, Семен Спивак, Татьяна Ахрамкова, Владимир Мирзоев, Александр Галибин, Валерий Белякович. На протяжении этих лет репертуар сочетал постановки разных эстетических направлений: от традиционных трактовок классики до эксцентрических перформансов рок-музыканта Петра Мамонова.
В 2013 году по итогам открытого конкурса на концепцию развития Московского драматического театра имени К. С. Станиславского, проведенного Департаментом культуры города Москвы, театр возглавил режиссер Борис Юхананов.
electrotheatre.ru